Формы организации работы: выступление подготовленных учеников, рассказ
учителя,беседа, групповая работа, просмотр слайдов.
Цель: сформировать у учащихся представление о терроризме как историческом и
политическом явлении; акцентировать внимание учащихся на необходимости
проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов;
содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и
нетерпимости; ознакомить учащихся с основными правилами поведения в условиях теракта (памятка каждому
учащемуся).
Подготовительная работа: подготовить ученика к выступлению «Что такое
терроризм»; подобрать спокойную классическую музыку, разделить класс на две группы;
подготовить для каждого учащегося памятки «Правила поведения в случае
террористической угрозы».
Структура:
1. Организационный момент
2. Введение в тему классного
часа
· Вступительное слово учителя
· Выступление ученика «Что такое терроризм»
3. Раскрытие темы классного
часа
· Выступление учителя
«Крупные теракты»
· Беседа «Три Стороны конфликта».
· Выступление ученика «Права и обязанности»
· Выступление ученика «Хорошие качества человека»
· Разбор ситуаций. Памятки
4. Подведение итогов
классного часа. Рефлексия
Ход занятия:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя: Тема нашего классного часа (Слайд 1) «Терроризм – угроза личности, обществу, государству».
Цель урока: разобраться, что такое терроризм, какие последствия и жертвы имеет
террористический акт, каким нужно быть человеком, как вести себя в случае
угрозы или во время теракта.
Выступление ученика:
(Слайд 2) Терроризм, то
есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели
людей, причинения значительного имущественного ущерба
либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия
совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения
населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти.
Терроризм:
·
Является
незаконным актом насилия.
·
Запугивает
правительство или общественность.
·
Его задача-это
добиться определенных целей.
Насилие
направлено против гражданских лиц. Исполнители малочисленны, являются членами
организованных групп. Их акции совершаются так, чтобы привлечь максимум внимания
и оказать воздействие на власть или определённые группы населения причиняя физический
ущерб.
Выступление учителя: С сожалением приходится
признать: мы живем в век терроризма. И поэтому каждый человек – взрослый и
ребенок – должен знать сущность терроризма и возможные способы защиты от него.
Крупные теракты 1990 —2000 гг. (Слайд 3, 4):
· газовую атаку
нервно-паралитическим газом зарин в токийском метро в марте 1995 (погибло 12
человек, было отравлено 5 тыс. человек),
· взрыв в Оклахома-Сити 19
апреля 1995 (погибло 168 человек),
· взрывы жилых домов в Москве,
Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 (погибло 300 человек),
· атака захваченных
террористами самолетов башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здания
Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 (погибло более 3 тыс. человек),
· захват около 800 заложников
во время демонстрации популярного мюзикла «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002
(погибло 130 заложников),
· взрыв дискотеки курортного
места на острове Балу в октябре 2002 (погибло 189 человек, ранено 300),
· взрывы в Грозном (декабрь
2002) (число жертв 60 человек), в Моздоке (август 2003) (погибло 49 человек),
· захват заложников в школе
североосетинского города Беслан (1-3 сентября 2004) (погибло 335 человек,
ранено более 1000, большинство пострадавших – дети),
· 24 января 2011 в зале международных прилетов аэропорта
Домодедово прогремел взрыв. Его инициировал террорист-смертник, который
смешался с толпой встречающих. По предварительным данным, мощность взрыва
составляла 7 кг
в тротиловом эквиваленте. Погибли 35 человек, пострадали 168 человек.
Три стороны конфликта террористической акции (Слайд
5):
·
Те, кто совершает теракт (террористы).
·
Непосредственные жертвы акции.
·
Те, кого хотят запугать и заставить вести себя определённым образом.
Беседа. Попробуем охарактеризовать поведение первой и второй
стороны. (Выслушиваются мнения учащихся, и делаем вывод).
Террористы
– злые, безжалостные люди, никого им не жаль – ни мужчин, ни женщин, ни беззащитных
детей.
Жертвы
террористов – наоборот, люди сострадающие, готовые прийти на помощь незнакомым
людям.
Выступление ученика. Теракт
24 января 2011 года: врачам, которые прибывали в аэропорт, помогали выжившие
свидетели теракта; сотрудники аэропорта выводили пассажиров на улицу. И это не
единственный террористический акт, в котором люди, которым удалось выжить или
получили незначительные увечья, помогали тем, которые были в тяжелом состоянии.
У каждого человека, гражданина своего государства есть права
и обязанности. Значит он должен не только что-то требовать, но и сам выполнять
определенные требования. Например, гражданин обязан защищать свою родину;
беречь государственное имущество; заботиться о родных и близких; никому не
причинять боли, не моральной и тем более физической и так далее.
Учитель. Как вы
думаете как надо вести себя, чтобы не стать террористом?
(высказывания учащихся)
Выступление ученика
(Слайд 6):
· быть добрым и милосердным,
· быть
вежливым человеком,
·
уважать друг
друга и окружающих,
·
совестливым и порядочным,
·
уметь откликаться на чувства других и стремиться всем прийти на помощь.
Учитель. Терроризм в России
обусловлен общественными противоречиями. Они оказывают негативное влияние на
все стороны общественной жизни страны. Важнейшей предпосылкой эффективной
борьбы с терроризмом наряду с мерами спецслужб, является умение граждан
противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.
·
Ребята, как же не
стать жертвой теракта? (Следует избегать посещение регионов, городов, мест и
мероприятий, где возможно проведение теракта).
·
Что такое
гражданская бдительность? (Подозрительные люди, оставленные без присмотра
предметы).
·
Какие действия
необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (не трогать, не
вскрывать, дождаться прибытия милиции).
·
Если рядом
прогремел взрыв, ваши действия? (упасть на пол, убедиться в том, что не получил
серьезных ран, осмотреться, постараться помочь другим людям)
Теперь поработаем в группах.
Попробуйте за 7 минут составить самые важные, самые главные правила поведения в
различных ситуациях.
Задание 1 группы. Как не
стать жертвой теракта?
Задание 2 группы. Как вести
себя в заложниках?
Памятка 1. (Слайд 7)
Как не стать жертвой теракта?
· Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних
людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об
этом старшим.
· Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов,
свертков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть
замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.
· О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее
отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.
· Следите за бесхозными помещениями, чердаками,
подвалами.
· По возможности избегайте больших скоплений людей, где
увеличивается вероятность теракта.
Памятка 2. (Слайд 8)
Как
вести себя в заложниках?
Помнить главное – цель
остаться в живых.
·
Как можно быстрее взять себя в руки, всеми силами подавить в себе панику
и постараться успокоиться.
·
Подготовиться к моральным, физическим и эмоциональным испытаниям.
·
Говорить спокойным ровным голосом.
·
Ни в коем случае не допускать действий, которые могут спровоцировать
нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.
·
Переносить лишения, оскорбления и унижения без вызова и возражений.
·
Экономьте и поддерживайте силы.
·
Не совершайте любых действий, спрашивайте разрешения.
·
Меньше двигайтесь.
·
Помните, что для вашего освобождения делается всё необходимое и
возможное.
Подведение итогов классного часа.
Рефлексия
Что
нового узнали на уроке?
Чему
научились?
Что
понравилось, не понравилось на уроке?
Учитель. Толерантность
– от латинского слова, ТЕРПИМОСТЬ, ВЕРА. Чтобы быть толерантным, нужно
соблюдать правила общения. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто
разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или
имеет ту же культуру, что и мы. В то же время мы склонны враждебно или со
страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается. Надо помнить, что
все мы люди, а также быть хорошим и толерантным человеком. Толерантный человек
никогда не будет националистом, террористом или вандалом, не будет уничтожать
всё вокруг себя, делить людей по национальному признаку.
|