Проблемы подростков
Проблемы
подросткового возраста
Я не
верю, что жизнь человека предопределена его детством.
Я думаю,
что существуют еще очень важные периоды: отрочество, юность...
Ж. П. Сартр
Задачи: помочь родителям понять значение в жизни
ребенка физиологических и психологических изменений; обратить их внимание
на
собственное поведение в этот период; обсудить определенные правила поведения
родителей в период полового взросления детей.
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения: статистика проблемы, отношение к ней родителей; пути
возможной помощи учащимся в период полового созревания; значение семейных отношений в
период полового созревания ребенка.
Подготовительная работа: подготовка различного статистического материала по проблеме, выпуск родительской
газеты (см. приложение); диагностика детей и родителей (см. приложение);
классный час «Кто я? Какой я?»; памятка для родителей по теме собрания; ситуации для обсуждения во время собрания (см.
комментарии).
Ход собрания
I. Вступительное слово
Сегодняшнее
родительское собрание посвящено деликатной теме — теме превращения мальчиков в
юношей, а девочек — в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный
период юношества, наши с вами дети
переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и непринятия себя, периодом отрицаний и
страданий.
По-разному
переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то
страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы.
Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать,
что родные и близкие люди понимают
их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления.
2. Анкетирование
родителей по теме: «Первые проблемы подросткового возраста»
1. Можете
ли вы подтвердить или опровергнуть с помощью ответов «да» или «нет», что ваш
ребенок стал больше интересоваться:
А. Своей внешностью;
Б. Своим весом и ростом;
В. Гигиеной собственного тела;
Г. Противоположным полом.
2. Что он стал больше:
А. Общаться с друзьями по телефону;
Б.
Проводить время с друзьями вне дома;
В. Проводить время у зеркала;
Г.
Обращать внимание на свою одежду.
3. В личностном плане он стал:
А. Более скрытным;
Б.
Менее реагирующим на родительскую ласку и внимание;
В.
Чутко реагирующим на замечания в свой адрес;
Г. Менее ответственным в учебной
деятельности.
А теперь внимание на экран.
Папы и
мамы!
Ваш ребенок входит в пору своего
физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер,
взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое
взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.
Значение семьи для вашего ребенка в этот
период времени непреходяще. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота,
понимание и доверие. Перед вами статистика, которую вы должны знать:
1.
Подростковый
возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и
неудовлетворенности своей внешностью.
2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят
физические характеристики.
3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают
беспокойство по поводу своего роста.
4. 60% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу
лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и
тучности.
5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости,
обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
6. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают
заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу
изолированных детей по результатам социометрии.
8. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек –11 лет –
60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.
9. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и
независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
10. Большинство детей в этот период времени отдаляется от родителей,
предпочитая группу сверстников.
Уважаемые родители!
Вы знаете о проблемах подросткового возраста, как порой нелегко бывает понять
повзрослевшую дочь или сына и как мы сгоряча порой, сами того не замечая,
отдаляем ребенка от себя.
Многие дети, вступая в подростковый возраст, разительно
меняются. Из ласковых, спокойных и послушных они вдруг превращаются в ершистых,
неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает
родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах
его возникновения.
К 15 годам у ребенка накапливается немало проблем подросткового
возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляются тревожность,
сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы
«застревать» в положении «обиженного», «непонятого», искать выход из трудных
ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся
преодолеть зависимость от взрослых. Порой возникают у них спонтанные агрессивные реакции защиты себя даже в
ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.
3.Сочинение-размышление «Письмо самому себе»
Представьте такую ситуацию: вам снова 14,5— 15 лет. Напишите себе
письмо в свое прошлое.
Родители говорят о своих жизненных целях, о тех людях, которые помогли им в этом,.
4.
Разбор проблемных ситуаций
- А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем проблемные ситуации.
Каждая группа родителей вытягивает ситуацию. Минуты две вы ее обсуждаете в
группе, а затем зачитываете и предлагаете свои варианты ее решения. Если кто-то
из родителей другой группы не согласен с предлагаемым вариантом, он может предложить
свой вариант решения проблемы.
Ситуации для обсуждения
Ситуация 1. Ваша дочь просит вас
отпустить ее на вечеринку. Вечеринка проходит за городом, на даче. В ней
участвуют не только сверстники — подруги вашей дочери, но и молодые люди
старшего возраста. Как вы поступите?
Ситуация 2. Вам сообщили о том, что
ваш ребенок пойман в школе на мелком воровстве. От вас требуют немедленно
прибыть в школу для выяснения ситуации. Как вы поступите в такой ситуации?
Ситуация 3. Ваш ребенок несколько
дней прогуливал уроки. Каждое утро вы с полным доверием провожали его в школу.
Теперь же выяснилось, что он вас жестоко обманывал и вместо уроков гулял в
парке, ходил в кино. Предполагаемое решение проблемы.
Ситуация 4. Вы много работаете, часто
очень заняты, поэтому просите своего ребенка сделать необходимую работу по
дому. Ребенок находит тысячу отговорок, но при этом успевает поболтать с
друзьями, посмотреть телевизор. Как только родители начинают его ругать, уходит
к себе в комнату и на просьбы родителей не реагирует. Ваши действия?
Ситуация 5. Ребенок совершенно
потерял интерес к учению, часами смотрит отрешенно в окно, беспричинно плачет,
не желает идти в школу. Учителя жалуются, они отмечают перемены в поведении
ребенка. Как помочь ребёнку?
Ситуация 6. В конце учебной четверти
вы получаете дневник своего ребенка и видите, что результат учения весьма и
весьма успешный. Вы рады, хвалите ребенка за достигнутые успехи, но через пару
дней вас приглашают в школу для серьезного разговора, и там вы узнаете, что ваш
сын или дочь исправили оценки в дневнике и расписались за классного
руководителя. Результаты учения плохие и ваш ребенок вас обманул. Как вы
поступите в такой ситуации?
- Есть ли другое мнение?
- Кто считает иначе?
- Ваше решение в подобной ситуации?
- Есть ли другое решение в данной ситуации?
- Кто считает иначе?
5.
«Идеальный ребенок»
- Уважаемые родители, я надеюсь, что те ситуации, о которых мы с вами говорили
сегодня, помогут вам выбрать правильную линию поведения со своими детьми, а
самое главное, заставят вас задуматься о том, что нужно сделать для того, чтобы
между вами и ребенком было понимание.
- В наших детях есть много хорошего. Давайте в этом убедимся. Попробуем
определиться, каким должен быть идеальный ребёнок-подросток.
6. Подведение итогов
Я благодарю вас за работу. Есть ли у вас вопросы? В качестве решения собрания
каждая семья получает «Памятки для родителей». Пусть они помогают вам в трудные
минуты непонимания и отчаяния.
Всем родителям раздаются памятки для анализа. Родители могут взять памятки
домой и обсудить еще раз дома, если в этом есть необходимость.
|