Почему мы их порой не понимаем?
Форма
проведения: школа–практикум
Оборудование:
– видеоизображение иллюстрации картины Рафаэля: «Сикстинская мадонна»;
– открытые письма учащихся своим родителям;
– «Кувшин чувств»
– памятки родителям по воспитанию детей;
– 2 листа бумаги для практического задания.
II. Организационный момент
Приглашенные родители рассаживаются полукругом.
III. Ход собрания
Вступление
Учитель: «Очаг семейный –
Добрый костерок,
В потемках жизни разведенный впрок,
Заблудшему дающий направленье»
Один известный политик высказал в телепередаче свою точку зрения о значении семьи: «Если в мире происходят катастрофы, войны, неурядицы, человечество это вынесет на своих плечах, но если в семье – ссоры, непонимание, ненависть – это трагедия для всех в семье, которая скажется в жизни каждого, особенно детей».
Ведь семья сейчас не только воспитывает детей и решает повседневные проблемы. В наше время она должна быть надежным психологическим «укрытием», помогать человеку выжить в трудных быстро изменяющихся условиях современной жизни.
Укрытие в семье – это взаимоотношение родителей и детей, это любовь и теплота отношений, это внимание к проблемам каждого в семье. А для этого в первую очередь необходимо любить ребенка. (Пример: поиск няни для ребенка. В основу выбора – способность любить детей).
Вопрос: Что значит: «любить ребенка»?
Ответы родителей.
Давайте проследим это на примере «Действие фраз родителей на ребенка».
«Ребенок-статуя»
(Используются фразы родителей, выражающие агрессию, нетерпимость к ребенку).
1 фраза: «Перестань глазеть» – (завязать родителю глаза)
2 фраза: «Закрой свои уши» – (завязать уши)
3 фраза: «Закрой рот» – (завязать рот)
4 фраза: «Убери руки» – (связать руки)
5 фраза: «Стой смирно» – (связать ноги)
6 фраза: «Перестань реветь» – (перевязать живот)
Учитель:
После всего мы продолжаем «воспитывать» своих детей, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться.
В первую очередь – вам надо вздохнуть (развязываем живот, т.к. это – запрет на чувство).
Вопрос: Что развязать следующим?
(по очереди развязываем, что просят и спрашиваем для чего это нужно?)
Рефлексия: Что вы чувствовали.
Учитель:
Представьте, что все чувства, испытанные вами – это душевная боль ребенка, когда мы ведем себя по отношению к нему таким образом.
Как помириться? (прижать ребенка к себе, говорить ласковые слова, поглаживать).
Практическое задание родителям «Загибаем лист»:
Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, невыдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
Учитель: Если ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, Не хотят гулять, потеряли друзей, то телевизор должен сломаться хотя бы на месяц. Вы спросите, а как же взрослые? Отвечу. Воспитание требует жертв. Задумайтесь над этой проблемой.
Учитель: А сейчас, уважаемые родители, мы поиграем в игру «Наоборот». Представьте, что вы вновь стали детьми и выполните следующие задания.
Пословицы недаром молвятся
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
- Собрать пословицы из двух частей: Дом вести- и каша гуще
В родной семье не рукавом трясти
Семейные нелады доведут до беды
-Сказочная викторина:
1. В какой сказке фрукты и овощи действуют как сказочные существа?
2. В какой русской народной сказке описана жизнь коммунальной квартиры?
3. Какая сказка рассказывает огородную историю о семейном подряде?
4. Какое имя и фамилия у милиционера в стихах С. Михалкова?
5. Кто автор сказки, в которой рассказывается о том, как девочка зимой идёт в лес за цветами?
- Подобрать синонимы к фразеологизмам:
Заговаривать зубы-
Продавать дрожжи-
Оставлять с носом-
Рукой подать-
-Угадайте о чем идёт речь:
а) Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать и сделаешь.
б) Иногда задачи решаются только с его помощью. Я не люблю их решать, потому что плохо умею это делать.
в) Не знаю, есть ли у него листья и стебли, но корни у него есть точно. Может один, а может и больше. И только у некоторых нет корней.
г) Во 2-ом классе они простые, в 7-ом – линейные, в 8-ом – квадратные, а в 10-ом – тригонометрические.
(Уравнение)
Иногда она происходит в жизни человека и даже несколько раз.
б) Она может касаться работы, учебы, места жительства.
в) Особенно их любят ученики, потому что у них они бывают каждый день, причем по несколько раз.
г) Иногда ученики их ждут, не дождутся, потому что боятся двойку получить, иногда из-за лени, иногда, чтобы просто отдохнуть.
д) И тогда звенит звонок и начинается она.
(перемена)
Учитель:
Как часто мы, родители, бываем безоглядно увлечены бытом, оставляя на потом общение с детьми, тихие разговоры с ними. Нам некогда подчас узнать их внутренний мир, мир тревог и волнений, просто услышать и понять их. Нам часто кажется, что у них сплошные пустяки, а они серьезно переживают свои беды.
Какие взгляды на семью у ваших детей? Как они себя чувствуют рядом с вами?
Заключение. Установка.
Учитель:
Уважаемые родители, вы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца ваши найдут правильное решение.
А сегодня вечером найдите время тихо, мирно поговорить с ребенком, приласкать его, спокойно отправить спать своих детей, а утром ваша улыбка, ласковый голос разбудит их и с хорошим настроением встретьте наступивший день. Всего вам доброго, растите хороших людей, чтобы они жили с постоянным желанием приехать к вам или позвонить, в постоянной мечте о тепле родительского дома.